Визитная карточка

 

Знаете ли Вы, какой угол визитной карточки нужно загнуть, чтобы обозначить, что целью визита было осведомиться о здоровье хозяина? А ведь всего каких-то сто лет назад это знание было таким же необходимым для выживания в аристократических кругах, как умение танцевать или поддерживать светскую беседу. В свое время визитки были неотъемлемой частью этикета, и правила их употребления были не менее сложны, чем правила пользования столовыми приборами. Визитные карточки в те времена дополняли ряд таких понятий, как титул, чин, земля, лошади... Кроме того, они представляли целую область полиграфического искусства, со своими шедеврами, канонами и табу.

Традиции использования визиток в нашей стране были прерваны, и те, кто начал снова внедрять их в наш обиход, опирались лишь на смутные литературные ассоциации. (В «Похождениях Невзорова» у А. Толстого герой, решивший порвать со своим безродным прошлым, первым делом заказывает себе пафосные визитки со скромным текстом «Невзоров. Граф».) Если бизнесменов-первопроходцев отличало уже само наличие визитной карточки, то с увеличением доступности этой продукции и развитием полиграфических технологий пожелания владельцев визиток становились все более и более затейливыми.

Для определенной категории граждан существует лишь один художественный принцип: чем дороже и вычурнее визитка, тем лучше. Например, одно предприятие в Гонконге специализируется на выполнении любых капризов богатых заказчиков со всего мира. Его сотрудники изготавливают эксклюзивные визитки вручную из древесины, листьев растений, кожи, пластмассы, металла.

С другой стороны, в процессе развития частного предпринимательства возникла достаточно обширная группа людей, которым по роду деятельности было необходимо часто делиться своими телефонами и прочими координатами. Практичные люди не хотели тратить много средств и, не дожидаясь развития сферы полиграфических услуг, стали по своему разумению печатать на принтерах и ксероксах и нарезать ножницами бумажные прямоугольники с информацией о себе для того, чтобы раздавать их на выставках (конференциях, презентациях, и др. мероприятиях).

Различие двух подходов к визитным карточкам - имидж или функциональность - легко проследить и сегодня, когда, казалось бы, уже сложились некоторые новые традиции, и изготовление визиток стало в целом вполне профессиональным.

Для первого подхода главное - продемонстрировать, что для владельца нет ничего невозможного. Чем больше карточка будет отличаться от других по оформлению и материалам, чем сложнее будет технология ее изготовления и чем очевиднее будет эта сложность - тем лучше. Зато такого ни у кого больше нет. Содержательная часть такой карточки большой роли не играет: она предназначена именно для визитов, то есть, согласно одному из определений Владимира Даля, «посещений, навещений знакомых лишь по обычаю, без надобности».

При другом подходе, наоборот, главное - функциональность. Именно он главенствует на прагматическом Западе. Недаром английское название предмета - business card - в дословном переводе означает «деловая карточка». Визитки являются обязательным атрибутом сотрудников фирмы, которые по роду своей работы контактируют с клиентами или представителями других предприятий. Поэтому, с одной стороны, их можно увидеть у мелкого клерка, сервисного инженера или грузчика, и в то же время даже начальники отделов, общающиеся только со своими сотрудниками, нередко обходятся без служебных визиток.

Любая визитная карточка, оставшаяся у собеседника, создает у него ассоциацию с ее владельцем. Поэтому она должна быть сделана так, чтобы вызывать положительные эмоции у того, кто на нее смотрит. Независимо от того, каким подходом руководствовались при ее заказе (для красоты или для дела), визитная карточка должна быть стильной, хорошо сверстанной и качественно отпечатанной.

Художественный образ визитной карточки складывается из взаимодействия формы и содержания. Представьте, например, тисненое золотом на мраморной бумаге «Василий Пупкин. Инженер III категории». Или скромную одноцветную карточку на простой бумаге менеджера рекламного агентства.

Форма и содержание визиток часто вытекают из явно выраженной специфики компании. Например, если они принадлежат фирме страхования автомобилей, уместно сделать их на самоклеящейся бумаге и с ярким оформлением, чтобы владельцы машин могли (и захотели!) наклеивать их в салоне машины. Если визитка принадлежит врачу или парикмахеру, можно использовать ее одновременно и как талончик записи на прием - достаточно сделать на обороте поля для пометки даты и времени визита. Менеджеру, продающему небольшой стандартный набор товаров или услуг - указать их перечень.

Рекомендации для более традиционных визиток, у которых преобладает информационная задача, менее очевидны. Поскольку лицо, получившее визитку, обычно хочет сделать на ней свои пометки, бумага должна быть удобной для записей. В идеале это матовая мелованная бумага, и ни в коем случае не пластик или ламинированная бумага. По этой же причине оборотную сторону визитки желательно оставить пустой. Двусторонняя визитка на двух языках скорее скажет не о том, что владелец крутой и работает с иностранцами, а о том, что у него не хватило денег на два комплекта карточек - отдельно для русских и зарубежных партнеров. Хотя, с другой стороны, для иностранцев, работающих в России, двуязычная визитка вполне уместна: для нас это самый удобный способ запомнить, как правильно произносить и как правильно писать фамилию шведского или французского коллеги.

Во многих местностях и странах есть свои национальные пристрастия. Например, в Италии популярны визитные карточки в виде книжек, в Англии - вертикальные карточки, и т.п. При выборе стиля, не рекомендуется слишком удаляться от этих общепринятых традиций.

Помните, что те, кому приходится работать с большим числом партнеров, обычно хранят визитки в специальных настольных визитницах или альбомах с пластиковыми кармашками. Визитка с вертикальной компоновкой, вставленная в альбом, заполненный горизонтальными карточками, будет выделяться из общей массы, но человеку придется каждый раз выворачивать шею, чтобы прочитать на ней номер телефона. Не сложно догадаться, кому он позвонит первому, если удобная и неудобная карточки от двух конкурирующих фирм окажутся рядом.

Все чаще данные с визиток, собранных на массовых мероприятиях (выставках, презентациях и т.п.), хранятся в электронной форме и вводятся в компьютер с помощью программы автоматического распознавания символов. Если под текстом есть какой-нибудь фоновый рисунок, ошибок распознавания будет гораздо больше, и есть вероятность, что замученная сканированием секретарша просто выкинет такую «глючную» визитку, вместо того, чтобы перебивать все ее данные вручную. С этой точки зрения наилучшее решение - темный рубленый шрифт на чистом светлом фоне.

Если на визитке есть логотип, его цвета должны быть соблюдены идеально. Когда карточка российского дилера и карточка зарубежного босса, отпечатанные в разных странах, не отличаются по цвету - это действительно впечатляет, потому что демонстрирует серьезность подхода к партнерству. То же самое относится к выбору шрифтов и общему стилевому оформлению. Впрочем, это требование важно и в том случае, если фирма не работает в кооперации с другими партнерами. Различающиеся логотипы у разных ее сотрудников или на разных визитках одного человека, отпечатанные через некоторый промежуток во времени, явно не послужат укреплению имиджа предприятия.

Скажем несколько слов о необходимости визитных карточек. Развитая индустрия производства визитных карточек и их доступность привела к тому, что в некоторых странах их наличие при деловых контактах стало не только желательным, но и обязательным условием. Например, если в России или во Франции к отсутствию визитки при ведении переговоров партнер отнесется снисходительно и просто запишет информацию на листе бумаги, то в Японии бизнесмен, извиняющийся, что у него кончились визитки, полностью себя компрометирует. Собеседник воспримет это либо как несерьезность человека, либо, что еще хуже, как неуважение к себе. Тем более что он знает, что визитки при желании можно изготовить в течение нескольких минут в специализированных фотоавтоматах или в оперативных печатных салонах (расположенных на всех центральных улицах, в аэропортах, гостиницах или универмагах) или получить их за пару часов, заказав у консьержки и вообще не выходя из гостиничного номера.

Использование принтеров или копиров - самое простое решение для получения визиток, так как эти устройства не дороги и, так или иначе, используются в каждом офисе. Но простое - не значит хорошее. Принтеры бывают разные: цветные и черно-белые; матричные, струйные, лазерные, твердочернильные, сублимационные; отличаются по формату, производительности, себестоимости отпечатка и другим параметрам. Тем не менее, при сильно ограниченном бюджете и отсутствии амбиций таким способом можно изготовить визитные карточки для своей организации. С другой стороны, этим производством могут заниматься свободные художники, которые создают маленькие шедевры, тратя на это много времени и средств, но все это окупается высокой стоимостью уникальной продукции.

При необходимости можно воспользоваться разработанной в г. Омске программой VIZITKA (http://www.uncle.km.ru) или программой Visual Business Cards. Программ для изготовления визитных карточек сравнительно много, но эти программы являются не самыми сложными и достаточно удобными в использовании.

            При разработке дизайна визиток необходимо учитывать, что подают визитку обычно правой рукой за левый верхний угол. Принимают тоже правой, но уже за правый нижний угол. А, набирая номер, визитку обычно удерживают в левой руке за левую сторону. Зная это, можно предположить, где стоит поместить логотип фирмы, который должен быть заметен получателю визитки, как удобнее разместить телефонный номер, имя и другую необходимую информацию.

Знакомясь друг с другом, собеседники, как правило, обмениваются визитными карточками. Они бывают разными и по форме, и по содержанию. Некоторые предпочитают на визитной карточке указывать только фамилию, имя, отчество и должность. Это характерно для дипломатов. Другие снабжают карточку такими данными как рабочий телефон, сообщают номер факса и телекса, а также адрес. Такая большая информация характерна для визитных карточек деловых людей, корреспондентов. Домашний адрес и домашний телефон характерен для личных и семейных визитных карточек.

Установленного размера визитной карточки не существует. Некоторые предпочитают иметь визитную карточку большого формата, другие, наоборот - небольшого. Традиционно распространенный размер визитной карточки для мужчин - 90х50 мм, для женщин - 80x40 мм (исключение - США, где принят дюймовый формат 2х31/2», или 51х89 мм).

Находят применение складные карточки, имеющие такой же формат в сложенном состоянии.

Для изготовления визитных карточек обычно используется плотная бумага (150-300 гр./кв. м.) с гладкой или фактурной поверхностью.

Визитные карточки бывают одно- и двухсторонними и печатаются одним - четырьмя разными цветами. Наибольшую часть составляют одно- и двухцветные.

Визитная карточка должна быть отпечатана на русском языке или на языке страны пребывания. В ней надо указать не только свою должность (не «заместитель директора», а «заместитель директора по финансовым вопросам»), но и реальную сферу интересов, полномочия; обязательно должны быть почтовый адрес фирмы, номера телефона, телефакса, электронной почты (если таковая имеется), а также телефон секретаря.

В этикете бизнеса визитки играют огромную роль, и в большинстве случаев заменяют любой документ.

Каких-то особых церемоний обмена визитными карточками нет. Но все же существуют некоторые правила, регламентирующие эту процедуру.

С обмена визитными карточками начинается любая деловая беседа (good morning - рукопожатие - карточка).

Первым свою карточку протягивает «гость» - тот, кто, к примеру, пришел в офис, или тот, чей ранг ниже. При прочих равных условиях во внимание принимается возраст - младший по возрасту оставляет свою карточку первым.

При визите за рубеж, согласно этикету, первыми должны вручать свои визитные карточки хозяева. Этим правилам особенно строго следуют японцы и корейцы.

Если вам вручают визитную карточку, то следует тут же вручить свою.

Карточку полагается передавать партнеру так, чтобы он мог сразу прочитать ее вслух. При этом следует вслух произнести свою фамилию, чтобы иностранец мог более или менее её усвоить.

Вручать визитные карточки необходимо обеими руками или только правой рукой. При этом вручающий и принимающий обмениваются легкими поклонами. Приняв визитную карточку, нужно прочитать вслух имя партнера, уяснить его должность и положение.

Во время переговоров следует положить карточки перед собой, разложив их в том же порядке, в каком сидят партнеры.

Ни в коем случае нельзя мять чужие визитные карточки, делать на них пометки, вертеть на глазах у хозяина. Это воспринимается как неуважение.

Если у вас изменился номер телефона, а в карточке указан старый, то можно вписать его от руки, но в случае изменения должности вписывать новую считается неприличным. В этом случае следует как можно быстрее отпечатать новые визитки.

В международной протокольной практике используются краткие символы, выражающие то или иное отношение владельца визитной карточки к лицу, которому она посылается. Эти символы (буквы латинского алфавита) пишутся в левом нижнем углу визитной карточки:

p.f. — поздравление (pour feliciter);

р.r. — выражение благодарности (pour remercier);

р.с. — выражение соболезнования (pour condoleance);

p.f. N.A. — поздравление с Новым годом (pour feliciter Nouvel An);

p.p. — заочное представление лица. Визитная карточка главы учреждения, на которой пишутся буквы «p.p (pour presenter), посылается вместе с визитной карточкой вновь прибывшего лица, на которой никаких условных букв не имеется.

р.р.с. — выражение прощания в связи с отъездом без нанесения визита (pour prendrе conge).

Нередко вместо упомянутых выше букв внизу карточки от третьего лица делаются записи: «поздравляет с Новым годом», «благодарит за внимание» (в качестве ответа на присланный сувенир и т.п.), «благодарю за поздравления», «с наилучшими пожеланиями» (при посылке сувенира, подарка и т.п.).

Если визитная карточка завозится какому-либо лицу лично ее владельцем (но без нанесения личного визита), то она загибается с правой стороны по всей ширине карточки. Считается грубым нарушением этикета, если загнутую визитную карточку доставляет курьер. С курьером можно посылать не загнутые визитные карточки. Визитные карточки по почте не пересылаются.

Желательно, чтобы ответы на полученные визитные карточки направлялись без задержки, в течение 24-х часов с момента получения. На визитные карточки отвечают визитными карточками.

Бизнесмену рекомендуется всегда иметь при себе не менее десяти визитных карточек.

 

В оглавление